Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?

Г­КОУ КК "Березанская ш­кола-интернат"

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ


  1. Главная
  2. /
  3. Воспитанникам
  4. /
  5. Подготовка к экзаменам
  6. /
  7. Рекомендации родителям выпускников

Рекомендации родителям выпускников

Как помочь ребенку с выбором профессии, и что важно учитывать:

 Очень важно находить время для общения с ребенком «по душам», только так вы можете узнать о его мечтах, планах, интересах. При этом, конечно, важна ваша искренняя заинтересованность. При беседе постарайтесь не навязывать свое мнение, если советуете, то предлагайте несколько вариантов. А самое главное, не высмеивайте мечты ребенка, какими бы нереальными они ни были. Не обижайте его подобными реакциями, ведь это первый важный самостоятельный выбор в жизни ребенка. Позвольте ему быть уверенным в себе и доверять вам.

 Детям очень важен опыт своих родителей. Расскажите, как вы выбирали профессию, чем при этом руководствовались, кто вам помог.

 Если вас огорчает профессиональный выбор вашего ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте категорично, это приведет только к конфликту. Действуйте конструктивно:

  • постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор,
  • проанализируйте последствия этого решения (ближние (через 1-2 года) и дальние (через 5-10 лет), положительные и отрицательные).
  • объясните ребенку, что ответственность за принятое решение будет на нем.

 Если ребенок выбрал для себя какую-либо профессию, помогите ребенку проанализировать ситуацию по следующей схеме:

  • его внутренние резервы (способности, знания по предметам),
  • внутренние помехи (что есть в ребенке такого, что может помешать осуществлению мечты: состояние здоровья, недостаточные знания, личностные особенности)
  • возможность преодоления этих помех: внешние благоприятные факторы (наличие поддержки в окружающем мире), внешние неблагоприятные факторы (наличие помех в окружающем мире).

 Если старшеклассник не может определиться со своими планами, надо попытаться понять, с чем это связано. Если он только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть, и что необходимо успеть. Ребенок всегда выбирает только то, что знает, поэтому дайте ему как можно больше информации о различных профессиях, о его возможностях в жизни. Вероятно, для самоопределения ему не хватает именно этих знаний.

 Многим подросткам трудно из-за робости и отсутствия необходимых навыков сделать какие-то конкретные действия (позвонить, посетить школу или учебное заведение), и в этом помощь родителей может быть незаменима. Сходите с ним на день открытых дверей в разные образовательные учреждения, изучите имеющиеся у них образовательные направления. Обсуждая будущую профессию, не зацикливайтесь на одном варианте, рассматривайте разные, так как наличие альтернативы может снизить напряжение и тревогу у ребенка.

 Современные юноши и девушки при выборе профессии ориентируются на следующие факторы:

  • престижность профессии,
  • качества личности, присущие представителям этой профессии,
  • принципы и нормы отношений, характерные для данного профессионального круга.

Сейчас, видимо, одним из наиболее важных факторов становится материальный — возможность хорошо зарабатывать в будущем. Объясните, что это, конечно, важно, но если работа не приносит радости, то это сделает невыносимой жизнь.  Предложите ребенку обратиться на консультацию к психологу и пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего, познать себя — свои личностные качества, способности, склонности.

 Помните: самая главная ценность — здоровье и благополучие ребенка. А это возможно лишь тогда, когда требования, предъявляемые к ребенку, соответствуют его способностям.

 Ваш ребенок должен иметь право на ошибку. Вместе, но не вместо. Главное для родителей — отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают, потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он будет не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность.

ПОШАГОВАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО ВЫБОРУ ПРОФИССИОНАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

  1. Познакомьтесь с результатами профориентационной диагностики вашего ребенка, но не на родительском собрании, а индивидуально. Не пренебрегайте результатами. Если вы увидели что-то новое в диагностике, проведите дополнительное исследование, более подробное с помощью специалистов. Если по каким — то причинам ваш ребенок не участвовал в мониторинге, посодействуйте о проведении такой диагностики в школе или проведите в специализированных центрах или самостоятельно, если вы знакомы с диагностическими методами и их проведением при помощи специальной литературы.
  2. С учетом предпочтений вашего ребенка, познакомьте его с выбранной сферой деятельности. Постарайтесь описать более подробную картину, если знаете сами, подберите соответствующую литературу, если ребенку интересно читать, подберите диск, фильм, воспользуйтесь интернет-ресурсами, если интересно смотреть.  Если интересно слушать, то попросите знакомого, родственника, приятеля, чтобы познакомил вашего ребенка с его выбором. Постарайтесь, как можно больше дать информации, причем как положительной, так и отрицательной. Ребенок должен психологически подготовиться к тому, чем ему предстоит заниматься.
  3. Если выбранная специальность есть в вузе, то постарайтесь получить ответы на ваши вопросы в вузе, если нет, то по справочнику для поступающих в вузы. Выберите максимальное количество вузов, подходящих вашему ребенку. Определите предметы, которые необходимо сдавать по выбранной специальности, постарайтесь подбирать специальности с одинаковыми предметами для сдачи экзамена. (Какие экзамены сдавать есть в справочнике).
  4. По справочнику для поступающих в вузы или в интернете, определите город (или горда), в котором можете обучать своего ребенка, потом вуз, факультет, специальность. Лучше, если вариантов будет несколько.
  5. Продумайте, как вы будете мотивировать своего ребенка на углубленное изучение выбранных предметов. Именно мотивировать, так как просто заставить, значит увеличить стресс. Если ребенок осознанно подходит к изучению, т.е. вы правильно мотивируете, тогда значительная часть материала может быть освоена им самостоятельно, в результате чего он получает положительные эмоции, т.е. сохраняет свое здоровье при изучении, возможно, и сложного материала, что невозможно без мотивации. (Мотивация — это не морали, которые вы будете читать, а то, как вы заинтересуете ребенка на изучение предмета).

Большинство людей во время выполнения сложного задания испытывают эмоциональное напряжение, и определенный накал эмоций может оказаться даже на пользу, так как стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды, Но чрезмерные переживания могут оказать негативное влияние на протекание деятельности, поэтому роль родителей помнить заповедь: «Не навреди».

  1. Вы получили ответы на интересующие вас вопросы и выяснили изучаемые предметы, даже замотивировали своего ребенка. Теперь, чтобы результат был наиболее продуктивным, выясните, какие пробелы имеет ребенок по изучаемым предметам. Оцените свои ресурсы энергетические и финансовые в оказании продуктивной помощи на этапе становления вашего ребенка на выбранную дорогу. Выяснить пробелы может и сам ученик, сравнивая программу для поступающих в вузы (в справочнике для поступающих в вузы эта программа есть по всем предметам) с материалом, изучаемым в школе.

Итак, вы прошли только первый этап помощи своему ребенку: вы помогли выбрать изучаемые предметы, определили в какой вуз (или вузы), на какой факультет и по какой специальности будет обучаться ваш ребенок после окончания школы. Вы даже определили когда, по какому предмету и в какую стоимость вам обойдется дополнительная помощь по изучаемым предметам, т.е. репетитор. Чтобы не растрачивать попусту энергию вашего ребенка и не тратить лишние средства на репетитора, постарайтесь собрать наибольшую информацию о выбранных вами вузах.

  1. По справочнику или используя интернет ресурсы, получите телефон, адрес, электронную почту, свяжитесь удобным для вас образом с выбранными вами вузами, получите дополнительную информацию:
  •  какова форма сдачи выбранных экзаменов;
  •  есть ли заочные курсы по выбранной специальности;
  •  какова их стоимость, сроки, условия завершения курсов;
  •  когда и в каком городе планируется проведение региональных олимпиад, по результатам которых можно быть зачисленным на выбранную специальность, естественно, какие результаты идут в зачет вступительного экзамена;
  •  есть ли в продаже методические пособия для подготовки к вступительным экзаменам, если есть, то, как приобрести.

После сбора такого рода информации, вы будете знать, какие экзамены, в какой форме и какой материал требуется для сдачи экзаменов. Постарайтесь, чтобы ваш ребенок поступил на платные курсы выбранного вуза в 11 классе, это значительно сократит ваши расходы. Так как ваш ребенок будет знать, какие задачи он должен решать, на какие вопросы он должен отвечать, какие ошибки были допущены абитуриентами ранее, какие пробелы в знаниях ему нужно ликвидировать самому, какие с помощью учителя на уроке, а какие с помощью репетитора.

  1. Все выездные региональные олимпиады проводятся примерно в одно и то же время, в период весенних каникул, поэтому, постарайтесь заблаговременно узнать о сроках, месте проведения и условиях региональных олимпиад в вашем городе. Дополнительно о сроках и месте проведения ваших выбранных вузов. Решите, какой вариант выберете — либо по месту проживания, либо в выбранный вуз, но со сдачей в другом городе.
  2. Постарайтесь, чтобы ваш ребенок принял участие как можно в больших вступительных экзаменах в виде тестов, олимпиад или проектов. Это даст практический навык вашему ребенку в выполнении заданий и частичной адаптации к стрессу, возникающему в период экзамена.
  3. Если выше перечисленные действия не дали результата, то у вашего ребенка есть еще шанс на общих основаниях, который предлагается при поступлении в указанные сроки, с некоторой разницей в подготовке:
  •  ваш ребенок знает не общее представление об экзаменах, а конкретные вопросы, на которые нужно обратить внимание;
  •  ваш ребенок знает, какие задачи он должен уметь решать, каковы требования к их оформлению;
  •  ваш ребенок неоднократно принимал участие в сдаче различного рода экзаменах, он знает как вести себя с преподавателем, знает, что он не кусается, и что чем больше расскажешь преподавателю о том, что ты знаешь, (даже если затрудняешься с вопросом в билете) тем выше будет оценка;
  •  ваш ребенок будет больше подготовлен к сдаче экзаменов, так как в период общения с психологами на первых этапах помощи вашему ребенку, вы постараетесь научить своего ребенка справляться со стрессом.

Это далеко не все действия, которые приведут к желаемому результату, но, как говорят математики, это необходимые, но недостаточные условия, выполнение которых если не решит заранее вопрос поступления, то, во всяком случае, облегчит. Некоторые вопросы информационного порядка ваш ребенок сможет решить сам, он будет знать куда идти, что спрашивать, учиться общаться с незнакомыми взрослыми, а ваша поддержка на этапе перехода к профильному обучению будет способствовать сохранению здоровья вашего ребенка в условиях стресса. Проявите внимание, терпение к своему ребенку, и это возвратится вам в тройне.

ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

Не попади в ловушки при выборе профессии! Наши рекомендации помогут тебе вовремя распознать ошибку и избежать ее!

  1. Отношение к выбору профессии как к неизменному 

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

Проанализируй ситуацию на рынке труда. Обрати внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будь готов к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Выбор профессии сейчас, в 9-11 классе, фатальным образом не определит всю твою судьбу.

Изменение выбора, освоение новой специальности сделает тебя ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если ты затем передумаешь и найдешь что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей…

  1. Бытующие мнения о престижности профессии 

В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, низкостатусными (например, курьер).

Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться, но после учета твоих интересов и способностей. Иначе ты будешь владеть (если будешь) «модной», но не приносящей удовольствия специальностью.

  1. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать) 

Профессию выбирают по своему «вкусу» и «размеру» так же, как одежду и обувь. Чувство группы, ориентация на сверстников — очень позитивные и важные условия для тебя сейчас. Иногда полезно оглядываться на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Но важно еще видеть, чем ты отличаешься от товарищей, и в чем вы схожи. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарного (а он — рискованный человек), то эта профессия может не понравиться тебе (ведь ты очень осторожный и рассудительный).

  1. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию 

При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности. Особенно опасно очарование преподавателем (если восхищает душевность физика — это не значит, что нравится физика сама по себе, вне «комплекта»). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира: спортсмена, политика, журналиста, артиста.

  1. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии 

За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах — чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей прежде, чем подготовят десятиминутное сообщение, которое к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

  1. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий 

Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много — переводчик, экскурсовод, бизнес-тренер, учитель и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий, стоит проанализировать информацию с вакансиями. Например, человек с лингвистическим образованием («русский язык и литература», «иностранный язык» в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарем-референтом.

  1. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства 

Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. А IT-технологии и автоматизация внедряется абсолютно во все сферы деятельности, вплоть до животноводства.

  1. Неумение/нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях) 

Разобраться в себе тебе могут помочь профконсультанты, учителя, тьюторы, корпоративные волонтеры, педагоги дополнительного образования, друзья. Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии и коучинга.

  1. Незнание/недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии 

Существуют профессии, которые могут быть противопоказаны, т.к. они могут ухудшить состояние твоего здоровья. Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение физиологических систем.