Полезные советы
ЧТО ТАКОЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА И КАК ЕЕ РАЗВИТЬ?
Самостоятельность предполагает полную ответственность за себя и за жизнь семьи.
Самостоятельность предполагает полную ответственность за себя и посильную за жизнь семьи. Часто подросток стремится к ответственности только там, где она ему выгодна. Ваша же задача научиться делиться своей ответственностью с ним и в других «маловыгодных», на первый взгляд, областях, помочь ему понять, что всё, что происходит в его жизни и в жизни семьи, происходит теперь не только благодаря Вам или по вашей вине, как это было в раннем детстве, но и благодаря/вопреки его действиям.
Обычно самостоятельным называют человека, который сам умеет:
-
имеет хорошие навыки самоорганизации;
-
определять границы своих возможностей и просить необходимую помощь;
-
ставить цели в различных жизненных сферах и добиваться их;
-
справляться с трудностями и принимать решения в важных ситуациях;
-
более дисциплинирован;
-
имеет достаточно стабильное представление о себе.
Одной из наиболее характерных особенностей подростка, связанной с ростом его самосознания, является ярко выраженное стремление к самостоятельности, стремление показать свою «взрослость», наличие своеобразного «чувства взрослости».
Для того чтобы повзрослеть, ему необходимо научиться справляться с ответственностью за себя и последствия своих действий, поэтому освободите ребенка от Вашей чрезмерной опеки и дайте ему столько ответственности, сколько он в состоянии взять на себя. Многие родители не могут видеть, как их чадо совершает ошибки, поэтому стремятся все решать за него, что приводит к инфантильности и полной беспомощности во взрослой жизни, где каждый день нужно принимать решения и самостоятельно за них отвечать. Подросток нуждается в Вашем признании, понимании и доверии: дайте ему возможность ошибаться и самому исправлять свои ошибки.
В то же время не стоит сразу снимать свой контроль и поручать подростку множество разных обязанностей: нагрузку ответственности, как нагрузку в спорте, нужно давать очень постепенно и порционно, чтобы это имело полезный результат. Обсудите с подростком, что он может начать выполнять сам и выберите для начала что-то одно. Здорово, если это будет что-то полезное для всей семьи, чтобы ребенок мог почувствовать свою значимость и полезность.
Подросток, как и малыш 2-3 лет, проверяет правила на прочность, но уже не для того, чтобы выяснить границы дозволенного, а чтобы сформировать собственный морально-этических кодекс.
Таким образом, к концу этого этапа развития при благоприятном течении ребенок становится уже почти взрослым, способным:
-
предпринимать самостоятельные действия в рамках предоставленного пространства и возможностей (отчасти, это может уже делать годовалый ребенок);
-
понимать границы дозволенного (что возникает в период кризиса трех лет) и выбирать следовать им или же идти другим путем, пусть и порицаемым (что формируется к подростковому возрасту);
-
умеет совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей и поддержание порядка (всему этому можно научить малыша пока он еще дошкольник);
-
руководствуется в регулировании своего поведения нормами и правилами, принятыми им самим, которые могут, как совпадать с взглядом взрослых, так и идти с ними вразрез (это мы получаем как раз в ходе подросткового возраста).
5 причин, почему подросток не самостоятелен
-
Страх сделать ошибку и превратиться в насмешку в глазах друзей, родственников.
-
Боязнь последствий, ведь в подростке еще живут детские правила: поступил неправильно – будешь наказан.
-
Страх неизведанного: неправильно принятое решение может круто изменить жизнь, уйдут друзья, поменяется привычный уклад.
-
Нехватка опыта – возможно главная причина: подросток попросту не понимает сути проблемы выбора и не в состоянии ее решить сам.
-
Лень – производное от слабой жизненной мотивации: подростку незачем делать выбор, он привык, что все сделают за него.
Чтобы в будущем подросток старался все, что может сделать сам и получал от этого удовольствие, важно:
-
Во-первых, помочь подростку в формировании умений ставить перед собой цель;
-
Надо организовать такое дело (дела), которое позволит добиться ребенку хоть небольшого успеха, что прибавит веры в его силы, увеличит их;
-
Родителям необходимо научить подростка самостоятельно делать выбор и брать ответственность на себя, активно делегировать и определить его персональную зону ответственности в семье;
-
Поддерживать успехи и первые самостоятельные шаги, делая акцент на положительной мотивации, а не на возможных санкциях и ограничениях прав.
ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ «ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ПОЖАРА»
БУКЛЕТ «О БЛАГОДАРНОСТИ»
Семьей дорожить — счастливым быть!»
Буклет «Телефон доверия — что можно доверить?»
Научить ребенка говорить «НЕТ»
Мой настрой на каждый день.
Детская агрессия: возрастные различия и все ее проявления
Детские страхи и тревоги — диагностика и коррекция
Как избавиться от сквернословия.
Буклет «Все о правах наших детей»
Буклет «О дополнительных гарантиях»
Памятка «О оформлении инвалидности»